О ВПО Отечество

Журнал Тактические игры

Журнал Тактические игры

Игры, где нет проигравших

 

Оксана Копейкина

Публикация в февральском номере журнала

"ТАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

 

«Игра в войну» - с таким кратким и лаконичным определением страйкбола вряд ли можно поспорить. Но, тем не менее, у каждого игрока свой подход к страйку: для кого-то это всего лишь приятное времяпрепровождение, один из способов расслабиться после рабочих будней, а для кого-то – больше чем просто хобби. Это возможность проверить себя, свои силы и испытать характер на прочность. Именно для второй категории людей и созданы «Игры во имя мира» - страйкбол, построенный по всем правилам военной науки.

См. статью в журнале (pdf)

 

«Игры во имя мира» - это комплексный проект, который включает в себя не только серию игр, но и страйкбольные соревнования, тренировки по тактико-специальной и даже парашютно-десантной подготовке игроков. В прочем, не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку. Проект является совместным «детищем» московской региональной «Военно-патриотической организации «Отечество» и московской страйкбольной команды «Взвод войсковой разведки «Кобальт». Одними из целей деятельности Организации являются патриотическое воспитание молодого поколения и развитие военно-прикладных видов спорта. Именно для их достижения было решено организовать страйкбольные игры нового формата.

 

«Первоначально, задумывая наш проект, мы успели ознакомиться со всеми разновидностями тактических игр, - рассказывает Александр Васильевич Проша, президент ВПО «Отечество» и один из главных лиц в проекте, - но потом пришли к выводу, что именно страйкбол позволяет реализовать наши планы так, как мы их задумали. Кроме того, страйкбол, с нашей точки зрения - это целый игровой комплекс, включающий в себя элементы, присущие различным военно-прикладным видам спорта, таким как военное пятиборье, спортивное ориентирование, радиоспорт, туризм. Несмотря на все эти качества, страйкбол до этого практически не использовался в работе военно-патриотических клубов, и мы посчитали, что это нужно исправить».

 

«Игры во имя мира» включают в себя серию мероприятий, объединенным единым замыслом. Кстати, слово сценарий - такое привычное для страйкболистов, организаторы игр намеренно не используют, объясняя это тем, что «по сценарию проходят спектакли, а не военно-спортивные игры».

 

«В своих играх мы стараемся приблизиться к MilSim (Military Simulation), - говорит Николай, заместитель командира «Кобальта», - но в тоже время он у нас получается со своим «оттенком». При создании проекта, мы знакомились и с российскими правилами MilSima, и с их украинской версией - ARW. Проанализировав и те, и другие, мы решили внести в существующий «движок» игры некоторые изменения, которые бы позволили еще больше приблизиться к реальности. Постепенно у нас возникли свои Правила. Сильно ужесточать их мы не стали намеренно, но в дальнейшем они могут и будут дорабатываться и модернизироваться. Вообще, я считаю, что «Игры во имя мира» в принципе можно назвать отдельным направлением в страйкболе и в дальнейшем отличия будут становиться еще более очевидными».

 

«Игры во имя мира» - это не MilSim в «чистом виде», хотя отдельные его элементы присутствуют на играх. Например, есть ограничения по жизням. Все-таки огромное число «респаунов» притупляет инстинкт самосохранения у игроков. Многие в прямом смысле лезут напролом, зная, что через какое-то время все равно вернутся на поле боя. Организаторы понимают, что все-таки игра это игра, и подходят к ограничению количества жизней не так сурово, как на маневрах MilSim. Как правило, на суточную игру дается ограничение в пять жизней. Практика показывает, что этого вполне достаточно - мало кто из игроков успевает израсходовать их все. Кстати, в полевом госпитале (так принято называть на проекте «мертвяк») фиксируется «смерть» каждого игрока, и после игры организаторы выдают статистику «смертности», узнать которою бывает очень любопытно. Основная цель воюющих сторон на играх проекта - не просто пострелять, а выполнить поставленную задачу и сохранить «личный состав», а ограничение количества «жизней» как раз способствует этому. В дальнейшем на играх планируется введение медиков и в отдельных случаях - ограничения по боеприпасам.

 

В проекте есть свои нововведения, которых до этого не было на других страйкбольных играх. В первую очередь, это участие в игре военных советников. Они назначаются руководством и закрепляются за каждой из воюющих сторон. Как правило, ими становятся опытные специалисты из числа действующих офицеров, которые имеют богатый опыт ведения учебных и боевых действий по разыгрываемой на игре тематике. Советник может оказывать большое влияние на ход игры, но, несмотря на это, он не руководит действиями стороны, а только помогает командиру принимать целесообразные решения и правильно доводить их до подчиненных. Задача советника заключается не в том, чтобы навязать свой вариант действий, а в том, чтобы направить решения командира стороны в правильное русло. Наличие военных советников на игре одновременно решает две задачи. Во-первых, помогает сделать конкретную игру более динамичной и тактически более грамотной, а во-вторых, командиры сторон имеют возможность перенять бесценный опыт проведения боевых операций, тем самым, совершенствуя свои навыки управления игроками, командой. Все-таки очевидно, что мало кто, даже из бывалых страйкболистов, может похвастаться тем, что знает военное искусство в совершенстве. Советники не ознакомлены с задачами и решениями противоположной стороны, поэтому они, так же как и командиры сторон, действуют и принимают решения исходя из конкретной, складывающейся на игре обстановки.

 

«Первое время мы предлагали, что бы советники в целом командовали сторонами, - говорит Николай, - все-таки хорошая игра возможна только при грамотном руководстве и четкой постановке задач. Но потом было решено, что это не совсем правильно, ведь играют-то все-таки страйкболисты. К тому же, привлечение военных в качестве советников, помогает в ходе игры на практике обучать участников азам военного дела».

 

«Игры во имя мира» с уверенностью можно назвать «непаркетным» страйкболом. Даже на суточных играх нет официального перерыва на отдых и сон. Да и при той динамике игры, которая разворачивается на полигоне, участникам не до отдыха. Игры проходят в любую погоду. Дождь, грязь, снег - никакие капризы погоды не смогут помешать их проведению.

 

«У нас существует такой принцип - на игре условия должны быть максимально приближены к реальным. Все-таки это игра в войну,  - говорят организаторы игр, - но в госпиталях мы ставим палатки, кормим людей, поддерживаем тепло, обеспечиваем медицинской помощью. Мы чувствуем ответственность за людей, которые приезжают на наши игры. Многим кажется, что они способны не есть, не пить, мокнуть под дождем и мерзнуть на холоде целые сутки, но после таких экспериментов над собой многим может понадобиться уже специализированная медицинская помощь. Мы такого допустить не можем и считаем, что вне игры должен быть создан хотя бы минимальный комфорт». Пожалуй, на счет «минимального» организаторы немного кривят душой. Одним из ярких моментов, который запоминается всем, кто хотя бы раз был на играх серии, как раз является отличная организация бытовых условий. Чего стоит сытная армейская каша, которой кормят после игры! А на суточные мероприятия даже выдается настоящий сухпаек, который помогает проникнуться армейской атмосферой, и, как говорят страйкболисты - добавляет антуражности.

 

Несомненным плюсом игр является их четкая организация и грамотное руководство. Дисциплина начинается еще при въезде на полигон - опоздавших, если они вовремя не предупредили, ждать никто не будет, их просто-напросто не допустят к игре. И если уж построение запланировано на 11 утра, то оно и состоится именно в это время. Конечно, любителей «демонстративно медленно и под музыку» одевать свою драгоценную снарягу, такой четкий регламент вряд ли устроит, поэтому «Игры во имя мира» - явно не для почитателей подиума.

 

Прошлый сезон 2008 года стал дебютным для проекта. Открылся он дневной игрой «Южный ветер», которая была проведена в апреле. Организаторы доказали, что поговорка «первый блин комом», верна далеко не всегда. Конечно, не обошлось и без неожиданных и не совсем приятных моментов - к примеру, игра планировалась на 120-150 человек, а в итоге на нее приехали немногим более 50. Но организаторы быстро нашли выход из ситуации, оперативно скорректировав задачи сторон и сделав их выполнимыми и для такого малого количества людей. За прошедший сезон, в период с апреля по октябрь было проведено четыре игры серии, причем две из них были суточными.

 

О замыслах «Игр во имя мира» стоит упомянуть отдельно - они тоже довольно специфичны. На играх нет глобальных войн конкретных государств и воспроизведения исторических операций.  Названия территорий, объектов и воюющих сторон - условные. Например, на протяжении всей серии игр сторона обороны именовалась как «Северо-западные», а сторона нападения - «Юго-восточные». Но практика показала, что, даже не используя громкие названия всем известных реальных боевых операций, можно сделать игру интересной и увлекательной.

 

«Главное что? Правильно! Поставленную задачу выполнить!» - говорил майор спецназа ГРУ Егоров в фильме «Грозовые ворота». Успех в игре, так же как и на войне, складывается в первую очередь из точного выполнения каждым бойцом поставленной перед ним задачи. Постепенно, шаг за шагом, проводя операцию за операцией, команда идет к победе. «Игры во имя мира» по своему содержанию максимально приближенны к атмосфере реальных боевых операций. Заранее игрокам известен лишь общий замысел, а уже по ходу игры, Руководство направляет командирам сторон боевые распоряжения, в которых четко сформулированы конкретные задачи. При этом никто из противников не знает, в чем заключаются задачи их соперников. Это позволяет командирам сторон мыслить, искать наиболее эффективные методы решения поставленной задачи исходя из сложившейся обстановки. Все четко регулируется по времени - и если команда не успела справиться со своей задачей в установленные сроки, то она считается не выполненной. «Использование опыта советников приводит к тому, что многие важные решения принимаются быстрее, растет продуманность действий командиров и игроков сторон, повышается темп игры, - говорит Александр Васильевич, - но это вовсе не значит, что люди просто начинают быстрее бегать. Просто действия сторон становятся более динамичными, решается большее количество промежуточных задач, направленных на достижение основной цели. Как-то я услышал мнение одного игрока, о том, что действия его стороны на одной из наших игр «напоминали хирургическую операцию - без права на ошибку, без возможности расслабиться. Оплошность одного сказывалась на успехе стороны в целом». Могу сказать, что именно такими мы наши игры и видим - сложными и напряженными».

 

В прошедшем сезоне в рамках Кубка РОО «ВПО Отечество» планировалось провести военно-спортивные соревнования страйкболистов. Программа включала в себя задания, в основном, по тактико-специальной подготовке. Предполагалось, что соревнования помогут выявить наиболее подготовленную команду и лучших игроков сезона. Но, не смотря на то, что участие в играх проекта регулярно принимает довольно большое количество игроков, заявились на соревнования буквально единицы. Видимо многие, оценив свои силы, пришли к выводу, что для участия в таких соревнованиях их знаний и навыков не достаточно. В связи с этим, организаторы решили перенести Кубок на следующий сезон и пришли к выводу, что необходимо организовать тренировки для страйкболистов.

 

«Уже в декабре мы начинаем два проекта по подготовке к новому игровому сезону 2009 года, - комментирует президент ВПО «Отечество», - один из них предусматривает подготовку группы, которая будет десантироваться парашютным способом на игре летнего сезона. Второй включает в себя тактико-специальную подготовку, в ходе занятий также будут рассмотрены вопросы инженерной подготовки, выживания, экстремального туризма. Анализ проведенных нами игр показал, что для успешных действий игрокам требуются определенные знания, навыки, и далеко не все команды подготовлены к грамотному выполнению поставленных перед ними задач». Кстати, несомненным плюсом тренировок, которые организует Руководство игр, является то, что на них приглашаются не только опытные игроки, но и начинающие страйкболисты.

 

Полигоны, на которых проводятся игры серии, тоже уникальны - они сочетают в себе и здания, и лес, и инженерные сооружения как наземные, так даже и подземные, и чистое поле. Есть уже и команды-ветераны - те, которые приняли участие во всех играх серии, но таких пока всего три - это «РДГ «ОВОД», СК «Чертова дюжина» и, естественно, «Взвод войсковой разведки «Кобальт». «Конечно, нам бы хотелось видеть на наших играх больше участников, - говорит Александр Васильевич, - мы анализируем каждую проведенную игру и уже давно пришли к выводу, что вся красота нашего подхода лучше всего может проявиться, если на игре будет присутствовать около 200-300 игроков. В тоже время, мы не желаем увеличения числа игроков только ради количества. На наших играх мы хотим видеть страйкболистов, желающих не просто играть вокруг костра с пивом в руке, а стремящихся играть в по-настоящему динамичный, «мыслящий», осознанный и зрелый страйкбол. Практика показывает, что далеко не всем это интересно, и не все хотят «ломать голову» над решением игровых задач (а некоторые даже не утруждают себя ознакомлением с ними)».

 

Организаторы стараются создать в игре условия, максимально приближенные к реальным. «Игры во имя мира» вряд ли понравятся людям, основное желание которых - как можно быстрее увидеть противника и разрядить в него свои магазины. Это игры для тех, кто не будет жалеть, если за целый день, выполняя поставленную задачу, он так и не сможет «настреляться». Участник «Игр во имя мира» - это игрок думающий, выбирающий наиболее оптимальный путь решения поставленной задачи. Этот боец не хочет быть просто «крутым парнем с пушкой». Он стремиться постоянно развивать свои игровые навыки и стать настоящим игроком, «крутым» не только в своем собственном воображении. Если вы из таких, то «Игры во имя мира» - для Вас!

Похожие статьи



    Вернуться в раздел